Митинг-концерт на Красной площади в Москве, посвященный десятилетию воссоединения Крыма с Россией. 18 марта 2024 года. Кирилл Зыков / РИА Новости
Российское гражданское общество представляет собой сложное и многогранное социальное явление, формирующееся на стыке интересов государства, общества и множества отдельных граждан. Основой гражданского общества выступают его институты. Многообразные по формам, они структурируют, тематизируют и направляют его деятельность, представляя гражданское общество в качестве субъекта социального действия в его отношениях с иными сферами общественных отношений, и прежде всего с их главным регулирующим политическим институтом — государством.
На протяжении последних лет Общественная палата фиксирует поэтапное расширение диалога между государством и гражданским обществом по самому широкому спектру тем и направлений. Не стал исключением и 2024 год, главная тенденция которого — дальнейшее расширение участия общественных институтов в решении актуальных социально-экономических задач.
Сегодня общественные институты наравне с государством ведут важнейшую работу по обеспечению социальной сплоченности и стабильности в российском обществе, выступая в качестве эффективных платформ для выражения и продвижения интересов различных групп граждан нашей страны.
Этому способствуют и регулярные встречи Президента России с представителями общественных организаций, которые не только позволяют обсудить с общественниками наиболее значимые консолидированные институтами гражданского общества инициативы граждан, но и служат важным публичным сигналом, который Глава государства посылает органам власти всех уровней о необходимости продолжения поступательного развития взаимодействия государства и общества.
Предлагаемый вашему вниманию ежегодный доклад о состоянии гражданского общества не является научным исследованием, призванным ответить на фундаментальные вопросы общественного развития, он фиксирует и анализирует наиболее актуальные тенденции развития гражданского общества в текущем году — те направления и изменения, которые наблюдала, анализировала и в которых непосредственно участвовала Общественная палата Российской Федерации в качестве одного из ключевых общественных институтов нашей страны.
Современное гражданское общество динамично развивается и эволюционирует. Трансформируются социальные структуры, институты, ценности, нормы, идеи, что напрямую отражается на поведении граждан и их оценке происходящих событий.
Для Общественной палаты России, как и для многих других общественных институтов, результаты социологических исследований, фиксирующие общественные изменения, являются важными ориентирами, позволяющими не только выявлять и изучать мнение и отношение граждан к различным вопросам, касающимся их жизни и жизни общества в целом, но и определять те ожидания и запросы, которые они возлагают на сами институты гражданского общества и государство.
Согласно ежемесячным опросам Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), на протяжении 2020–2024 годов общая структура институциональной оценки деятельности общественных институтов гражданами России остается практически неизменной. Вооруженные силы являются наиболее одобряемым общественным институтом, деятельность которого поддерживают от 73,5 до 83,5% опрошенных в разные периоды измерений на протяжении последних четырех лет россиян.
По данным всероссийского опроса населения, проведенного в 2024 году Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ1, в общей сложности 52% россиян имеют представление о деятельности Общественной палаты Российской Федерации. Среди тех, кто имеет представление о деятельности Общественной палаты России, 59% скорее доверяют ей и 41% скорее не доверяют.
Среди информированных о деятельности Общественной палаты России граждан ни уровень доверия, ни оценки эффективности по сравнению с 2023 годом заметно не изменились, однако в целом за последние пять лет можно наблюдать преимущественно положительный тренд по повышению уровня доверия к Общественной палате России с 40% в 2020 году до 59% в 2023–2024 годах.
С 40 до 59%
вырос уровень доверия граждан к Общественной палате России с 2020 к 2023–2024 годам
С момента своего образования в 2005 году Общественная палата России располагается в здании по адресу: Москва, Миусская пл., д. 7, стр. 1. Здание признано исторически ценным градоформирующим объектом, а его история насчитывает более 100 лет
Общественное доверие — один из важнейших ресурсов развития общества, способствующий созданию устойчивых социальных связей, благодаря которым люди сотрудничают, обмениваются идеями и вместе решают проблемы. Опрос, проведенный ВЦИОМ в августе 2024 года, показал, что в российском обществе доминирует мнение, согласно которому во взаимодействии с людьми следует соблюдать осторожность.
Около половины россиян (47%) считают, что среди окружающих людей сейчас можно часто встретить готовность помогать друг другу. Полагают, что готовность помогать можно встретить редко, 42% опрошенных, и только 8% считают, что она вообще не встречается.
Ровно половина опрошенных (50%) полагают, что за последний год готовность помогать в обществе увеличилась. Еще 28% считают, что готовность помогать в обществе не изменилась, и только 15% считают, что она уменьшилась.
Как вы считаете, насколько часто можно встретить сейчас среди окружающих вас людей готовность помогать друг другу?
молодежь в возрасте 18–30 лет (54% против 47% по выборке в целом); опрошенные с высшим образованием (57%) и жители городов-миллионеров (53%);
те, кому самим приходилось заниматься волонтерским трудом за последний год (59% против 40% среди тех, кто не занимался); те, кто готовы помогать или уже помогали военнослужащим или их семьям (по 52%);
считающие, что страна развивается в безусловно правильном направлении (55%); испытывающие гордость за свое гражданство (53%);
считающие себя безусловно счастливыми (56%).
За последний год безвозмездно помогали незнакомым нуждающимся людям деньгами 71% россиян, вещами — 69% россиян, какими-либо делами, поступками — 75%. Таким образом, хотя бы в один из перечисленных видов помощи были вовлечены 90% россиян.
В 2024 году Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ зафиксирована наибольшая включенность населения в помощь деньгами, вещами и поступками на протяжении периода наблюдений с 2017 года.
69% россиян выражают готовность помогать незнакомым семьям военнослужащих и самим военнослужащим, находящимся на специальной военной операции. Эта цифра почти не изменилась по сравнению с 2023 годом, когда она составляла 71%.
В целом более половины россиян (56%) уже помогали военнослужащим или их семьям в период проведения специальной военной операции. По сравнению с 2023 годом эта доля не изменилась.
Чаще всего респонденты жертвовали деньги (28%), нередко поддерживали военнослужащих или их семьи эмоционально, своим сочувствием (24%), передавали безвозмездно вещи (23%) или продукты (21%). Кроме того, по 11% респондентов помогали в повседневных делах и консультировали в пределах своей профессиональной компетенции.
государственные служащие (70% против 56% по выборке в целом) и сотрудники бюджетных организаций (65%);
те, кто считают, что в обществе часто можно встретить готовность помогать (62%) или что за последний год она выросла (63%);
волонтеры (70%);
считающие, что страна развивается в правильном направлении;
испытывающие гордость за свое гражданство (63%);
те, у кого есть родственники и (или) друзья в зоне СВО (65% против 32% среди тех, у кого таковых нет).
Рейтинговые исследования представляют собой процесс оценки, сопоставления и ранжирования по определенным критериям, что позволяет выявлять сильные и слабые стороны, стимулировать рост, разрабатывать эффективные программы развития рейтингуемых объектов.
С 2020 года Общественная палата Российской Федерации совместно с рейтинговым агентством «РАЭКС-Аналитика» (RAEX) проводят несколько рейтинговых исследований в общественной сфере. На регулярной основе в Общественной палате России проходят обсуждения методик рейтингов, в ходе которых все заинтересованные стороны имеют возможность высказать свои замечания и пожелания по их дальнейшему совершенствованию.
Ежегодный рейтинг некоммерческого сектора «Регион НКО» (выходит с 2020 года) стал масштабным исследовательским проектом Общественной палаты России, позволившим всесторонне оценить динамику развития третьего сектора в регионах нашей страны.
До 2020 года публично признанного инструмента сравнительной оценки уровня и качества развития некоммерческого сектора в субъектах Российской Федерации не существовало. Рейтинг «Регион-НКО» не только помог аргументированно оценить реальный уровень региональных диспропорций в развитии третьего сектора, но и стал эффективным инструментом реальных преобразований в регионах и на федеральном уровне. Благодаря рейтингу были сформулированы стратегические ориентиры, которыми должен руководствоваться многогранный российский некоммерческий сектор в своем поступательном развитии.
По итогам каждого выпуска рейтинга «Регион-НКО» все регионы получают подробную информацию о своих позициях с детальной расшифровкой исходных данных.
28 регионов Российской Федерации, со стороны которых, как правило, выступает объединенная команда из представителей администрации, региональной общественной палаты и некоммерческих организаций, совместно с Общественной палатой России успешно работают над развитием третьего сектора на основе аналитики рейтинга. Многие из них значительно улучшили свои позиции за прошедшие годы: рекорд роста за 5 лет — 55 мест, а в среднем рост таких регионов в рейтинге составил более чем 10 мест. За этими цифрами стоят реальные достижения: есть примеры многократного роста сферы социальных услуг, оказываемых населению, количества занятых в СОНКО волонтеров, стабильное увеличение пожертвований и др.
В рамках рейтинга 2024 года впервые был проанализирован некоммерческий сектор новых регионов России — Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области. Отсутствие информации по многим метрикам и показателям не позволило полноценно применить методику рейтинга для комплексной оценки новых регионов России. Однако уже сейчас ряд наблюдаемых факторов и показателей выглядят достойно: видна планомерная работа указанных четырех субъектов Российской Федерации над развитием некоммерческого сектора.
Рейтинг использует 23 источника объективной информации для оценки некоммерческого сектора в регионах по 8 рейтинговым факторам и 54 показателям. Общее число оцениваемых метрик (исходных значений), на основании которых рассчитываются показатели рейтинга, — 170.
№
Регион
Балл
1
Москва
62,969
2
Республика Татарстан
59,661
3
Нижегородская область
57,777
4.
Самарская область
57,395
5
Челябинская область
54,824
6
Ханты-Мансийский автономный округ — Югра
54,796
7
Белгородская область
53,326
8
Архангельская область
53,291
9
Ленинградская область
52,493
10
Свердловская область
52,407
Награждение представителей регионов — лидеров рейтинга «Регион-НКО» на итоговом форуме «Сообщество» в Москве. 2 ноября 2024 года. Пресс-служба Общественной палаты Российской Федерации
Регион
Позиция
в 2024 году
Рост в рейтинге 2024 года
Рост в рейтинге
за 4 года
Нижегородская область
3
↑ +4
↑ +55
Краснодарский край
28
↑ +52
Оренбургская область
31
↑ +9
↑ +44
Новгородская область
21
↑ +9
↑ +42
Ленинградская область
9
↑ +13
↑ +39
Целью запуска рейтинга общественных палат субъектов Российской Федерации в 2020 году стала помощь региональным палатам в объективной оценке своей деятельности. Первоначально рейтинг региональных общественных палат был представлен общественности в составе рейтинга «Регион-НКО». В 2022 году, учитывая беспрецедентный интерес общественности к рейтингу и позиции экспертов, отмечавших, что деятельность региональных общественных палат выходит далеко за пределы роли исключительно институциональных площадок поддержки некоммерческого сектора, было принято решение о выделении из состава рейтинга «Регион-НКО» фактора «Значимость РОП для СОНКО» в качестве отдельного, самостоятельного рейтинга.
Ежегодная публикация результатов исследования показывает, что здоровая конкуренция за высокие позиции в рейтинге стимулирует общественные палаты регионов к повышению качества своей работы, к совершенствованию механизмов и повышению эффективности взаимодействия общественных институтов с гражданами, органами власти различных уровней, экспертным и профессиональным сообществом.
С 2021 года Общественная палата формирует ежегодный рейтинг общественных советов при федеральных органах исполнительной власти, руководство которыми осуществляет Правительство Российской Федерации.
На протяжении последних трех лет Общественная палата России во взаимодействии с ФОИВ и экспертным сообществом непрерывно совершенствовала исследовательскую модель рейтинга. Сегодня она состоит из 7 объективных рейтинговых факторов, которые отражают основные аспекты деятельности общественных советов. В дополнение к объективным факторам в составе методики используются данные специального экспертного опроса (8-й фактор), результаты которого также учитываются при расчете рейтинговых показателей.
Рейтинг оказал существенное позитивное влияние на выстраивание конструктивной совместной работы Общественной палаты России и общественных советов при ФОИВ в последовательном совершенствовании своей деятельности, в том числе направленной на обеспечение учета потребностей и интересов граждан Российской Федерации при осуществлении государственной политики в соответствующей области.
В 2024 году рейтинг общественных советов продемонстрировал ряд позитивных изменений в работе общественных советов при ФОИВ, которые стали учитывать показатели рейтинга в своей деятельности: 59% советов приняли участие в подготовке доклада о результатах контрольной деятельности (годом ранее — 45%); 84% сообщают, что руководитель ФОИВа участвовал в заседаниях ОС (годом ранее — 73%); 10% имеют документированный порядок работы совета с НПА — на сайте опубликован регламент (годом ранее — 8%).
Презентация рейтинга общественных советов при ФОИВ на итоговом форуме «Сообщество» в Москве. 2 ноября 2024 года. Пресс-служба Общественной палаты Российской Федерации
Группа А — лидеры:
Министерство просвещения Российской Федерации (Минпросвещения России);
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (Минсельхоз России);
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России);
Министерство транспорта Российской Федерации (Минтранс России);
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (Минтруд России);
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр);
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор);
Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор);
Федеральное агентство по делам молодежи (Росмолодежь);
Федеральное дорожное агентство (Росавтодор).
Общественные советы, добившиеся максимального прогресса (улучшение на 10 и более позиций в рэнкинге, на основе которого составлен рейтинг):
Министерство транспорта Российской Федерации (Минтранс России);
Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России);
Федеральная пробирная палата;
Федеральная служба по интеллектуальной собственности (Роспатент);
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор);
Федеральное агентство морского и речного транспорта (Росморречфлот);
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество).