Зона пресс-брифингов и кол-центр Ситуационного центра Общественной палаты России по наблюдению за голосованием. Пресс-служба Общественной палаты Российской Федерации
Общественное наблюдение за голосованием сегодня — это полностью сформировавшийся правовой механизм, масштабная экосистема, включающая систему норм и институтов, учреждений и ценностей, а также устоявшихся практик, направленных на обеспечение чистоты, прозрачности и легитимности электоральных процессов в Российской Федерации.
Общественная палата Российской Федерации и общественные палаты субъектов Российской Федерации осуществляют общественный мониторинг соблюдения избирательных прав граждан с 2012 года.
Благодаря усилиям Общественной палаты России при поддержке общественных палат субъектов Российской Федерации с 2018 года происходит законодательное оформление института общественного наблюдения, а Общественная палата России и общественные палаты субъектов Российской Федерации получают право назначать независимых наблюдателей на выборы всех уровней в стране.
Институт общественных палат получил право назначать наблюдателей в избирательные комиссии при проведении выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также выборов в органы государственной власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления. С этого момента при непосредственном участии Общественной палаты система общественного наблюдения в стране последовательно расширялась и совершенствовалась, а новации, направленные на повышение роли институтов гражданского общества в обеспечении контроля за голосованием, находили свое отражение в законодательных актах.
Комплексная методология общественного наблюдения, разработанная экспертами Общественной палаты, включающая положения о порядке назначения наблюдателей на выборы, так называемый «Золотой стандарт» общественного наблюдения, позволивший оценивать процесс голосования на всех его стадиях от открытия до закрытия избирательного участка, а также кодекс этики общественного наблюдателя, в котором нашли отражение главные принципы общественного контроля, систематизировала и стандартизировала процесс общественного наблюдения, заложив основы одной из самых успешных практик общественного контроля в Российской Федерации.
«Общественный контроль на всех стадиях избирательного процесса востребован — это сделает процесс выборов более прозрачным, а значит, результаты будут пользоваться большим доверием наших граждан»96.
— В.В. Путин
Президент Российской Федерации
«Общественные наблюдатели на избирательных участках значительно усилили независимый контроль на выборах последних лет. Они работают в условиях абсолютной открытости и профилактируют работу избирательных комиссий».
— Э.А. Памфилова
Председатель ЦИК России
«Общественное наблюдение стало нормой, такой системы нет ни в одной стране. Считаю, что этот институт состоялся, он эффективный».
— В.А. Фадеев
Председатель Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам
человека
Важнейшую роль в оперативном развертывании системы общественного наблюдения, поддержании связи с наблюдателями, координации непрерывного мониторинга и анализа хода голосования в регионах России с момента своего создания в 2012 году играет Ситуационный центр Общественной палаты России по наблюдению за голосованием.
Ситуационный центр по наблюдению за голосованием обычно начинает работу за день до начала выборов, обеспечивая в круглосуточном режиме мониторинг хода голосования, и заканчивает ее, подводя итоги состоявшегося наблюдения на следующий день после окончания выборов.
К 2024 году Ситуационный центр Общественной палаты стал не только мощным информационно-аналитическим хабом, который в режиме реального времени собирает и дает экспертную оценку сообщениям о возможных проблемах и нарушениях, поступающим от наблюдателей и избирателей из всех регионов Российской Федерации, но и открытой площадкой, демонстрирующей для всех заинтересованных сторон возможности института общественного наблюдения.
Благодаря многолетней эффективной работе Ситуационного центра в дни голосования общественное наблюдение стало самостоятельным и узнаваемым брендом, пользующимся доверием избирателей и избирательных комиссий.
Кол-центра, который формируется из волонтеров Волонтерского корпуса Общественной палаты, осуществляет коммуникацию с наблюдателями и первичную проверку поступивших сообщений о возможных проблемах в ходе проведения голосования;
Горячей линии Общественной палаты России, обеспечивающей прием звонков от наблюдателей и граждан, обработку сообщений, поступающих по цифровым каналам обратной связи Общественной палаты;
Аналитического центра, осуществляющего мониторинг открытых источников в сети «Интернет», каналов социальных сетей и мессенджеров, содержащих сообщения о возможных нарушениях при организации и проведении голосования;
Группы реагирования, которая передает поступившие сообщения о проблемах в общественные штабы в регионах для их дальнейшей проверки и отработки, принимает и фиксирует информацию о результатах отработки;
Пресс-центра, организующего пресс-брифинги, взаимодействующего со спикерами и представителями СМИ;
Группы медиасопровождения, которая освещает работу Ситуационного центра на информационных ресурсах Общественной палаты России;
Экспертной группы технического наблюдения за дистанционным голосованием (ДЭГ), формирующейся из числа специалистов в сфере ИT-технологий;
Международной группы, взаимодействующей с международными наблюдателями и экспертами, прибывающими в РФ, с общественными наблюдателями на избирательных участках за пределами РФ.
Важнейшим событием 2024 года в общественно-политической жизни России, фактически определяющим курс развития страны на ближайшие 6 лет, стали выборы Президента Российской Федерации.
К президентским выборам Общественная палата России накопила колоссальный опыт в осуществлении общественного наблюдения и провела масштабную подготовительную работу, важной частью которой стало обучение общественных наблюдателей. При поддержке региональных общественных палат, профильных общественных организаций и политических партий, присоединившихся к соглашению о сотрудничестве в наблюдении за голосованием, был сформирован и обучен корпус общественных наблюдателей. Существенно были обновлены и методические материалы, базой для подготовки общественных наблюдателей стал постоянно совершенствующийся Общественной палатой «Золотой стандарт» общественного наблюдения.
71 делегация, представители 7 политических партий и более 1 500 граждан посетили Ситуационный центр Общественной палаты в дни выборов.
С 14 по 18 марта в Общественной плате был развернут Ситуационный центр по общественному наблюдению за выборами Президента России. Впервые за всю историю общественного наблюдения работа центра проходила в новом формате: в студии Ситуационного центра шло круглосуточное вещание, в ходе которого общественники, эксперты, лидеры общественного мнения и наблюдатели на местах представляли объективную оценку и достоверную информацию о ходе голосования.
В противовес попыткам дискредитации выборов в течение всех дней голосования спикеры Ситуационного центра регулярно доводили до представителей российских и зарубежных СМИ ключевые данные о ходе наблюдения за выборами, отвечали на актуальные вопросы и приводили яркие кейсы, наглядно иллюстрирующие ход голосования на избирательных участках в регионах Российской Федерации.
В период выборов Ситуационный центр открыл свои двери не только для экспертов и представителей СМИ, но и для всех желающих познакомится с работой системы общественного наблюдения, что вызвало большой интерес в российском обществе.
17 политических партий и 64 некоммерческие организации подписали соглашение с Общественной палатой России об участии в наблюдении за голосованием на выборах Президента Российской Федерации.
В 2024 году была переформатирована работа группы наблюдения за дистанционным электронным голосованием (ДЭГ) Ситуационного центра. Впервые наблюдателями за ДЭГ от Общественной палаты России были назначены студенты российских технических вузов, что, с одной стороны, позволило существенно расширить охват наблюдения, а с другой — увеличить количество экспертов ДЭГ, предоставив обучающимся возможность повысить уровень своих знаний об инфраструктуре электронного голосования.
18 марта на итоговом пресс-брифинге Ситуационного центра Общественной палаты России по общественному контролю за голосованием на выборах Президента России были подведены итоги трехдневного наблюдения за выборами.
Эксперты отметили беспрецедентную историческую явку избирателей, свидетельствующую о высоком уровне консолидации российского общества, и минимальное количество зафиксированных отклонений от «Золотого стандарта» общественного наблюдения, охватившего на выборах Президента России все стадии избирательного процесса.
Отдельно экспертами была отмечена ключевая роль общественных наблюдателей в обеспечении открытости и прозрачности избирательного процесса.
По результатам обобщения всей поступившей в Ситуационный центр информации в ходе общественного наблюдения за президентской кампанией Координационным советом при Общественной палате Российской Федерации по общественному контролю за голосованием был представлен проект рекомендаций к предстоящим выборам.
С 14 по 17 марта на площадке ОПРФ в круглосуточном режиме работал Ситуационный центр (СЦ) по общественному наблюдению за выборами Президента России. Ситуационный центр Общественной палаты стал не только информационно-аналитическим хабом, который собирал и давал оценку всем сообщениям, поступающим от наблюдателей и избирателей, но и работал в обновленном формате — открытой площадки, способствующей прозрачности проведения голосования.
«С каждым годом Ситуационный центр ОП РФ обрастает новыми инструментами и, конечно, сильно впечатляет. Очень важно, что четко отстроена связь между общественным запросом и государственными органами. Мы можем сразу, из первых уст, именно здесь получить представление о ситуации в регионе и получить информацию о возможных нарушениях».
— Татьяна Москалькова
Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации
«Одно из самых сильных впечатлений от работы Ситуационного центра Общественной палаты России — это четкость и слаженность действий всей команды. Здесь каждый человек на своем месте, отработанная система взаимозаменяемости, при этом очень рабочая и комфортная атмосфера. С таким центром сомнений в уровне общественного контроля над выборами быть не может».
— Алексей Комиссаров
Ректор ГБОУ ВО РАНХиГС,
генеральный директор
АНО «Россия — страна
возможностей»
В единый день голосования 8 сентября 2024 года в Российской Федерации прошли четыре тысячи избирательных кампаний различного уровня, включающие довыборы в Государственную Думу, выборы глав регионов, выборы депутатов законодательных органов государственной власти и множество выборов на муниципальном уровне.
В рамках подготовки к процедуре масштабного общественного наблюдения на ЕДГ-2024 Общественная палата в сотрудничестве с профильными организациями развернула широкую обучающую кампанию. Обучение наблюдателей проходило по обновленным методикам — учитывались опыт кампании по выборам Президента России в марте 2024 года и новации в законодательстве. Общественная палата совместно с профильными организациями продолжила успешную практику совместной подготовки наблюдателей от института общественных палат, политических партий и кандидатов. По мнению экспертов, такая практика способствует формированию устойчивых горизонтальных связей в корпусе наблюдателей.
Более 65 тыс. наблюдателей на 893 семинарах прошли обучение к ЕДГ-2024.
Центр общественного наблюдения за выборами в Челябинске. 8 сентября 2024 года. Александр Кондратюк / РИА Новости
Принципиально новым инструментом в работе наблюдателей стали специально разработанные чек-листы, помогающие вести контроль за ключевыми электоральными процедурами и содержащие в концентрированном виде информацию о наиболее важных процедурных аспектах голосования.
Во всех 83 регионах, в которых проходили выборы, на базе общественных палат субъектов Российской Федерации были открыты независимые площадки для взаимодействия кандидатов и партий, обмена мнениями и проведения дискуссий о ходе избирательной кампании, площадки для выступления социологов, политологов, других экспертов — общественные штабы по наблюдению за голосованием.
Открытие Ситуационного центра состоялось в Общественной палате Российской Федерации 5 сентября, традиционно он работал в круглосуточном режиме до 9 сентября 2024 года. Ситуационный центр стал площадкой, на которой аккумулировалась самая актуальная информация о ходе трехдневного голосования в регионах России.
В рамках серии пресс-брифингов наблюдатели, представители региональных общественных штабов, эксперты и лидеры общественного мнения рассказывали о ходе голосования, делились достоверной информацией, фото- и видеоматериалами.
9 сентября на итоговой пресс-конференции, состоявшейся в Ситуационном центре Общественной палаты по общественному контролю за голосованием, эксперты и общественники подвели итоги общественного наблюдения за выборами в Единый день голосования — 2024.
Общественники отметили, что результаты работы Ситуационного центра в ходе проведения президентских выборов и Единого дня голосования в 2024 году еще раз показали, что присутствие на избирательных участках независимых общественных наблюдателей, имеющих прямую консолидированную поддержку институтов гражданского общества, стало мощнейшим фактором предотвращения большинства возможных нарушений.