Заключение. Общественные инициативы для нового времени

7. Заключение. Общественные инициативы для нового времени

Пленарная сессия итогового форума «Сообщество» в г. Москве («Россия 2030: общественные инициативы для нового времени»). 1 ноября 2024 года. Пресс-служба Общественной палаты Российской Федерации

В наступающем году Общественная палата Российской Федерации будет отмечать свой юбилей — 20-летие с момента вступления в силу закона об «Общественной палате Российской Федерации» и формирования ее первого состава.

Наступающий юбилейный год станет для общественного института в том числе и годом подведения итогов деятельности за два десятилетия, годом глубокого анализа и осмысления тех результатов, которых удалось достичь, и тех социально значимых проблем, оптимальные механизмы решений которых пока не найдены.

Начиная подводить итоги становления общественного института, мы хотели бы выделить те ключевые события, тенденции, решения и инициативы, которые стали определяющими вехами, повлиявшими на развитие гражданского общества и его институты за это время.

2006 год
#Начало государственной поддержки некоммерческих организаций

Возможность государственного финансирования некоммерческих проектов путем распределения грантов на основе открытых конкурсов, которые проводились также при содействии Общественной палаты России, стала качественным сдвигом в развитии гражданских инициатив в стране.

2007 год
#Создание института общественных советов

Создание общественных советов при федеральных органах исполнительной власти, органах власти субъектов Федерации и местного самоуправления предоставило гражданскому обществу еще один важный механизм общественного участия граждан в осуществлении публичной власти. Общественная палата сыграла важную роль в формировании общественных советов, а ее члены вошли в большинство созданных совещательных органов.

2008 год
#Системные изменения в развитии гражданского общества

Общественной палатой опубликованы первые результаты новых исследований ключевых социальных практик гражданского общества, составляющих его основу: добровольчество и благотворительная деятельность, участие в деятельности некоммерческих организаций и инициативах неформальных объединений граждан и др. Представлена комплексная экспертная оценка влияния гражданского общества на сферы государственной и общественной жизни.

2009 год
#Россия, вперед!

Гражданское общество активно участвовало в обсуждении и решении проблем, связанных с международным экономическим кризисом, затронувшим и Россию. На протяжении всего года общественные организации вели мониторинг развития кризисных явлений по отраслям и регионам. На основе независимого мониторинга были подготовлены доклады, аналитические записки для широкой общественности и руководства страны, не стал исключением и ежегодный доклад Общественной палаты 2009 года.

2010 год
#Общественная дипломатия

Общественная дипломатия становится одной из наиболее динамично развивающихся и влиятельных сфер политики. В 2010 году разработана и утверждена Концепция международной деятельности Общественной палаты России. Начиная с этого года Общественная палата уже на системной основе продолжает расширять конструктивное взаимодействие с зарубежными общественными и гражданскими организациями.

2011 год
#Соцсети, блогосфера

Гражданское общество становится более «цепким», технологически и информационно грамотным. Использование новых технических возможностей позволяет быстро донести проблему до широкой аудитории, обеспечивает мобилизацию общественного мнения, выработку консолидированных позиций. Наиболее значимым инструментом гражданской самоорганизации постепенно становятся Интернет и социальные сети. Общественные институты, среди которых и Общественная палата, активно содействуют институционализации общественных инициатив.

2012 год
#Самоорганизация граждан

Взаимоотношения власти и общества становятся центром дискуссий гражданского общества в 2012 году. В этот период Общественная палата России фиксировала формирование в обществе ярко выраженного общественного запроса на справедливость. Актуальность таких проблем, как выстраивание неравноправных отношений с чиновниками, низкая степень информационного обеспечения и участия заинтересованных граждан в процессе принятия и реализации управленческих решений, свидетельствовала о потребности разработки и применения новых социальных технологий согласования общественных интересов.

2013 год
#Общественный контроль

Участие гражданского общества в общественно-политическом процессе принимает самые разнообразные формы — от общественного контроля до различных публичных процедур. На уровне общественных институтов идут активные обсуждения законодательных инициатив по регулированию этой деятельности. По итогам заседания Совета по развитию гражданского общества и правам человека Президент России в сентябре 2013 года поручил подготовить для внесения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации». Принятие в 2014 году Закона об общественном контроле стало серьезным шагом на пути развития гражданского общества в Российской Федерации.

2014 год
#Крымская весна

Вызовы, с которыми столкнулась Россия в 2014 году, — украинский кризис, воссоединение с Крымом, попытки международной изоляции и экономического давления — стали фактором беспрецедентного патриотического подъема и общественной консолидации граждан. В 2014 году впервые в состав Общественной палаты Российской Федерации в соответствии с подписанными Президентом России федеральными законами вошли представители всех субъектов Российской Федерации, включая Республику Крым и г. Севастополь.

2015 год
#форумы «Сообщество»

С 2015 года гражданские форумы «Сообщество» стали новым долгосрочным форматом работы Общественной палаты России с гражданским обществом. В 2015 году прошли 9 форумов «Сообщество» в различных регионах России, в том числе в г. Севастополе. За прошедшие годы форумы «Сообщество» зарекомендовали себя в качестве одной из ведущих площадок для обсуждения важнейших вопросов социально-экономического развития страны.

2016 год
#Развитие третьего сектора

Общественная палата России фиксирует поступательное развитие некоммерческого сектора в Российской Федерации, рост его экономической устойчивости, формирование навыков работы с представителями органов государственной власти, благотворителями и средствами массовой информации, вовлечение разных социальных слоев в инициативы, продвигаемые НКО.

2017 год
#Деятельный патриотизм

На фоне динамичного роста гражданской активности патриотическим содержанием наполняются самые различные общественные движения и проекты, ориентированные на совместные содержательные действия и реализацию общей цели, — солидарность становится новой практикой и ценностью российского гражданского общества. Добровольчество (волонтерство) в различных сферах общественной жизни становится по-настоящему массовым.

2018 год
#Майские указы

Достижение целей национальных проектов, обозначенных в майском указе Президента России, стало главной национальной общественно-политической задачей. Общественная палата России совместно с общественными палатами субъектов Российской Федерации включилась в мониторинг реализации национальных проектов, помогая гражданскому обществу артикулировать свои интересы, оформив их в конкретные реализуемые предложения для органов власти.

2019 год
#Общественно-государственное партнерство

Рост доверия государства к общественным институтам способствовал существенному расширению роли и участия гражданского общества в развитии страны. На этом фундаменте постепенно формируется новый стандарт участия гражданского общества, предполагающий переход от контроля к вовлечению общества в подготовку важнейших управленческих решений на основе взаимно ответственного партнерства с государством.

2020 год
#Конституция

Президент России предложил посредством общероссийского голосования внести ряд поправок в Конституцию Российской Федерации, направленных на дальнейшее развитие страны. Активное участие гражданского общества в подготовке и обсуждении поправок к Конституции и последующем общероссийском голосовании стало залогом общенационального консенсуса вокруг обновленного Основного закона страны.

2021 год
#МЫВМЕСТЕ

Пандемия КОВИД-19 нанесла коварный удар по всем без исключения сферам общественной жизни, так или иначе каждый гражданин нашей страны столкнулся с ее последствиями. В этих условиях гражданское общество смогло консолидироваться, объединить усилия с государством для смягчения и устранения последствий глобального биологического катаклизма.

2022 год
#Поддержка СВО

С начала специальной военной операции первостепенной задачей российских институтов гражданского общества стало формирование единого гуманитарного пространства, единых условий для общественной, проектной и социально полезной деятельности, охватывающей территории новых регионов. Общественная палата России стала одной из центральных площадок для реализации гуманитарных проектов, системной помощи и взаимодействия на уровне общественных институтов и некоммерческих организаций.

2023 год
#Интеграция новых территорий

На протяжении 2023 года при координации ответственных министерств и ведомств была развернута комплексная работа по обеспечению безопасности, восстановлению и социально-экономическому развитию новых территорий. Значительный вклад в процесс интеграции новых регионов в общероссийское социально-экономическое и культурное пространство в 2023 году внесло российское гражданское общество. Наряду с другими институтами Общественная палата сосредоточила свои усилия на помощи в реализации гражданских инициатив в новых субъектах.

Учитывая определенные в мае 2024 года Президентом России национальные цели развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года, Общественная палата России, со своей стороны, в 2025 году продолжит мониторинг гражданского общества в части удовлетворенности результатами хода реализации национальных проектов и достижения национальных целей развития, предоставит свою площадку для проведения широких консультаций с представителями некоммерческого сектора, бизнес-, экспертных и профессиональных сообществ в целях получения предложений по корректировке национальных проектов для обеспечения достижения запланированных показателей. Не менее важной частью проводимой работы станет согласование общественных инициатив с ключевыми органами власти, координационными и совещательными органами, профильными ассоциациями (союзами).

Среди ключевых вызовов 2025 года, отмеченных в национальных целях развития, Общественная палата в рамках своих полномочий планирует сконцентрировать свои усилия на работе по следующим направлениям: обеспечение демографического роста, достижение технологического лидерства и экологического благополучия, укреп­ление кадрового потенциала, модернизация образовательной системы, создание условий для воспитания патриотичной и социально ответственной личности, экономического роста, комплексное развитие территорий.

В связи с этим актуальным представляется дальнейшее совершенствование форм и способов общественного контроля, в том числе с учетом современных вызовов и угроз. Немаловажным также представляется повышение эффективности общественного контроля и популяризация таких его форм, как общественная проверка и общественная экспертиза, являющихся действенными инструментами оперативного выявления проб­лемных вопросов в различных сферах общественных отношений, выработки предложений по их решению и вовлечения граждан в управление делами государства.

Одним из главных приоритетов государственной социальной политики сегодня становится поддержка участников и ветеранов СВО и членов их семей. Общественная палата наряду с другими общественными институтами продолжит активную и многоплановую работу по созданию устойчивой сети поддержки участников СВО и членов их семей. Социальная адаптация бывших военнослужащих, участников боевых действий, оказание им психологической, медицинской и юридической помощи — все это сегодня становится частью новой социальной реальности, в гармонизации которой гражданское общество играет ключевую роль.